Превратить в качели из покрышек своими руками для местной детворы можно старые автомобильные покрышки или набор завалявшихся шин. Не стоит спешить их выбрасывать из гаража. Они могут сослужить хорошую службу при оформлении садовой дорожки или стать тренажером на площадке для дрессировки собаки.

Да разве только для детворы! Ведь качели - это одна из разновидностей "машины времени", которая каждого, кто ей воспользуется, легко перенесет на 20 или 30 лет назад, причем совершенно не требуя за это оплаты.

Сделать качели можно из чего угодно, но всегда разумно совместить приятное с полезным. Ведь автомобильные покрышки, отслужившие свой срок, еще достаточно крепки и способны выдерживать большие нагрузки, а их форма радует глаз.

Итак, если в наличии имеются одна (или несколько) отслуживших автошин, отрез прочной доски и 4-5 м прочной бечевки или цепи, можно смело сооружать качели из покрышек своими руками. И первым делом провести рекогносцировку местности.

Сразу нужно оговориться, что в городах, особенно крупных, инициатива будет безжалостно подавляться всей мощью бюрократического аппарата. Обустройством детства здесь заведует отдел по возведению малых архитектурных форм при жилищно-коммунальном хозяйстве. Даже если сооружение качели признают целесообразным, придется пройти такое количество согласований и комиссий, что в конце концов очень захочется отказаться от этой идеи.

Другое дело - в деревне, на даче, на берегу озера или на краю лесной поляны. Здесь еще пока не нужны разрешения, а благодарная публика затею обязательно оценит. Если качели буду оборудованы на дереве, то ветвь, к которой они будут крепиться, должна быть достаточно толстой и массивной, без видимых повреждений и надломов.

Принципы построения качелей

Никогда не стоит идти на компромисс, если дело касается безопасности. Пусть высота, с которой можно упасть, обломись ветка или разорвись веревка, невелика, но ушибы и переломы, испуги и ссадины не нужны никому, особенно детям.

Картинка 1

Главные принципы, которые должны соблюдаться при сооружении качели, - это надежность и безопасность.

Если же решено размещать качели на дачном участке, придется позаботиться о сооружении устойчивой подвески. Как один из вариантов - схема (фото 1).

И тут уместно перейти к технической стороне дела. При всей простоте устройства качели не обойтись без умелых мужских рук, набора слесарных инструментов и верного глаза.

И начать надо с инвентаризации. От того, какие материалы имеются в наличии, мы и будем отталкиваться в проектировании будущих качелей.

Изображение 2

Простой вариант

Есть одна старая, но в хорошем состоянии автомобильная шина, 4-5 м прочной веревки (или цепи) и разнообразный крепеж. Для полного комплекта не хватает только куска толстой (от 40 мм в поперечном сечении) доски, желательно гладко оструганной с обеих сторон. Раздобыть такую доску, думается, не будет сложным делом. При наличии рубанка ее можно изготовить самостоятельно, отшлифовав поверхность и обрезав по краям до нужного размера. А размер будет зависеть от диаметра имеющейся шины.

Суть этой простой конструкции в том, что бы врезать доску, которая будет сидением качелей, во внутреннее пространство шины. Для этого по наружному ободу покрышки нужно вырезать отверстия, соответствующие размеру доски в торцовой проекции. Отверстия должны располагаться строго диаметрально, так, чтобы центр доски, вложенной в них, располагался симметрично от всех краев обода шины. Длинна доски должна быть достаточной, чтобы выступать за границы шины минимум на 10 см.

Иллюстрация 3

Резать протектор шин - дело не совсем простое. Внутри резины расположен металлический корд, частыми нитями проходящий под всей поверхностью обода. Качество стали достаточно высокое. И если не удастся перекусить жилы кусачками, следует воспользоваться болгаркой. Делать это лучше на открытом воздухе, так как резина при соприкосновении с вращающимся диском болгарки будет плавиться и чадить.

Зато, изготовив такое сиденье, можно облегченно вздохнуть, так как половина дела сделана. Теперь надо прикрепить к нему цепь или веревку и подвесить.

Предпочтение, конечно, лучше всего отдать цепи с мелкими звеньями. Она надежно защитит изделие от обрыва в самый неподходящий момент. Для того чтобы хорошо закрепить цепь на выступающую по краям покрышки доску, желательно приобрести специальный кронштейн. Он прослужит много лет и никогда не подведет.

Если такой возможности нет, выйти из положения можно, высверлив на концах доски два аккуратных отверстия. Диаметр их должен быть таким, чтобы цепь свободно в них проходила. Продев несколько звеньев в это отверстие, можно жестко закрепить цепь поперечным металлическим стержнем, например толстым гвоздем. При этом очень важно, чтобы ни внутри, ни снаружи не торчали какие-либо острые окончания, все должно быть гладким, без углов и ребер, которые могут поцарапать или поранить кожу. Да и саму доску на выступающих краях лучше сделать закругленной, а грани обработать напильником.

Теперь можно смело подвешивать качалку на отведенное ей место. Кроме прочной перекладины, к которой непосредственно будет прикреплен этот качающийся агрегат, стоит обратить внимание и на окружающую его площадку. Места должно быть достаточно, чтобы качаться без опасений и не зацепиться за что-нибудь твердое.

При наиболее благоприятной высоте сидения 0,5 м от земли и высоте до перекладины в 2,5 м радиус свободной зоны должен составлять минимально 3 м. Необязательно покрывать эту зону бетоном или асфальтом - лучше посыпать песком или засеять зеленой травой.

Творческий способ

В наличии 2 шин и более, неограниченное количество цепей и веревок, тросов, канатов. Деревянные доски различной длины, ширины и толщины. Кольца, кронштейны, весь набор столярного и слесарного инструмента.

Есть о чем задуматься, не так ли? Ведь существуют сотни и, возможно, тысячи вариантов, как можно устроить качели при помощи этого изобилия материалов и собственной фантазии.

При творческом подходе к делу можно соорудить оригинальные качели, которых ни у кого больше не будет.

У творчества границ не существует, и многие продолжают изобретать новые виды качелей. В том числе сделанные из старых добрых автомобильных покрышек.